Адвокат Кленовицкий Сергей Алексеевич, член Адвокатской палаты
г. Санкт-Петербурга, и.о., руководителя адвокатской консультации АК № 18 Городской коллегии адвокатов г. Санкт-Петербурга.
(921)946-2575
Санкт-Петербург, ул. Малая Морская д. 9 лит. А, пом. 1-Н
Вопросы по недвижимости

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЬЯ ВЕТЕРАНАМ В.О.В.

Attention: open in a new window. Print

Оспаривание решения муниципального образования применения учетной нормы жилого помещения № 407-ФЗ от 19.07.2005 г., СПб.)

26.01.2010 г., я подала заявление в администрацию Приморского района с просьбой поставить меня на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспечить меня жильем один раз, в виде меры социальной поддержки ветеранам войны, определенной Указом Президента РФ № 714 от 07.05.08 г.

03.03.2010 г., я получила по почте ответ из администрации от 05.02.2010 г., исх. № 061 21.10, с отказом в принятии меня на учет как нуждающейся в жилом помещении.

В мотивировочной части ответа указано что я и мой зять занимаем четырехкомнатную квартиру № 31, по адресу ул. Савушкина 140 и жилищная обеспеченность на каждого  составляет 57.40 кв.м., общей площади. Таким образом, занимаемая мной площадь превышает минимальную учетную норму, необходимую при постановке на учет - 9 кв.м., установленную городским законом, субъекта федерации – г. Санкт – Петербурга от 19.07.2005 г., № 407 – 65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в СПб». С данным решением администрации Приморского района не согласна, считаю, его вынесенным с нарушением норм материального права ЖК РФ, № 5 – ФЗ от 12.01.1995 г., Закона о ветеранах, по следующим обстоятельствам;

В решении изложено, что в соответствии с Законом СПб, № 407 – 65 от 19.07.05 г., в качестве нуждающихся в жилье, признаются малоимущие граждане, проживающие в СПб, не менее 10 лет, и обеспеченные площадью жилого помещения менее установленной учетной нормы – 9 кв.м.

Являясь жителем блокадного Ленинграда, я прожила в г. Санкт – Петербурге всю свою жизнь, в том числе и военные годы. Являюсь, коренной петербурженкой, награждена знаком "Жителю блокадного Ленинграда". В соответствии с Законом о ветеранах, п.2., статьей 23.2. Закона, введенной федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ я пользуюсь льготой по обеспечению жильем, при указанных мерах социальной поддержки, не менее 22 кв.м., на человека.

Таким образом, учетная норма, приведенная в решении, не соответствует установленной норме соответствующей Закону, по обеспечению меня жильем, как ветерана.

Кроме того, следует отметить, что само основание и вследствие этого расчет, занимаемой мной площади, приведенный в решении, является неверным и не соответствующим нормам права ЖК РФ, которые определяют признание гражданина нуждающимся в жилом помещении, а также тех  лиц, которые могут реализовать данное право. Как было указано, я и мой зять зарегистрированы в четырехкомнатной квартире по адресу ул. Савушкина д. 140. Тем не менее, представляется неверным определение того, что я обеспечена жильем надлежаще и в частности, что  моя жилищная обеспеченность превышает минимальную учетную норму, устанавливаемую Законом. В соответствии со ст. 51 п.п. 1.1. ЖК РФ гражданами,  нуждающимися в жилом помещении, признаются граждане, не только проживающие на площади менее установленной учетной нормы, но и граждане не являющиеся членами семьи собственника жилого помещения. Однако ч. 1 ст. 51 Кодекса не дает ответа на принципиальный для рассматриваемого случая вопрос, кого можно считать членами семьи соответствующего гражданина - только родственников, проживающих совместно с ним, или любых граждан, состоящих в родстве с собственником.

Ответ на этот вопрос дается в ст. 31 ЖК РФ, в соответствии с которой список членов семьи собственника жилого помещения установлен и определен. Указанный список носит императивный характер и расширенному толкованию не подлежит; «к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника» - ч.1. ст. 31 ЖК РФ. Приходясь тещей Балалла Александру Игоревичу, собственнику помещения, я не веду с ним совместного хозяйства, и у нас нет с ним совместного бюджета. Я проживаю отдельно от него, так как фактически он проживает со своей семьей за городом, и не состою с ним в том родстве, которое определяло бы меня, как члена его семьи. Все предметы бытовой обстановки в его квартире № 31, ул. Савушкина 140, являются исключительно его собственностью и собственностью его семьи. Квартира же, в которой я проживаю, предназначена в будущем, для моих подрастающих внуков, а не для меня. Большую часть своей жизни я прожила в СПб, в коммунальных квартирах, и в собственности жилья никогда не имела. Данный факт был изложен в приложении к моему заявлению в администрацию Приморского района от 26.01.10 г. (приложение к иску № 1).

До войны я проживала в коммунальной квартире в г. Ленинграде, на ул. 9 – ой Красноармейской д. 23.

С января 1940 г. по 11.02.1975 г., проживала в коммунальной квартире из 5 комнат, 24 человека жильцов, в г. Ленинграде, по адресу пр. Мало-Детскосельский д. 30, кв. 9, откуда переехала по обмену на Гражданский пр., д. 130, кв. 184, в коммунальную квартиру, в две комнаты. Впоследствии эти комнаты, были обменяны с доплатой на двухкомнатную квартиру № 511, в этом же доме, которая была приватизирована на моих внучек (приложение № 2 к иску, справки №№ 7,9).

Таким образом, от правительства г. Санкт – Петербурга, как ветеран войны и житель блокадного Ленинграда я социальной помощи никогда не получала, жилье в собственность мне не предоставлялось.

Вследствие изложенных обстоятельств, мое право по обеспечению меня жильем, в виде меры социальной поддержки, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии с  указом Президента РФ «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛЬЕМ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 - 1945 ГОДОВ», № 714 от 07.05.2008 г., в последующей редакции № 327 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»», вступившим в силу 04.01.2010 г., считаю не реализованным.

Решение администрации Приморского района от 05.02.10 г., об отказе в постановки меня на учет, как нуждающейся в жилом помещении и обеспечении меня жильем как ветерана Великой Отечественной войны, в виде меры социальной поддержки, ветеранам войны, определенной Указом Президента РФ № 714 от 07.05.08 г. – неправомерным.

На основании изложенного и в соответствии со ст.ст. 131,132, 254, 255 ГПК РФ, прошу суд;

  1. Признать отказ администрации Приморского района в постановке меня на учет как нуждающейся в жилом помещении от 05.02.10 г. – незаконным.
  2. Обязать администрацию Приморского района принять меня на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
  3. Обязать Администрацию Приморского района обеспечить меня жилым помещением, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии с  указом Президента РФ «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛЬЕМ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 - 1945 ГОДОВ», № 714 от 07.05.2008 г.

 

В связи с тем, что требование о предоставлении мне жилья носит имущественный характер и соответственно должно рассматриваться в порядке искового производства, дополнительно ходатайствуем перед судом рассмотреть требование к Администрации Приморского района об обеспечении меня жилым помещением, как нуждающейся в улучшении жилищных  условий, определенного  Указом Президента РФ № 714 от 07.05.08 г., в данном судебном процессе.

 

Приложение;

Копия искового заявления

Копия ходатайства

Решение Приморского районного суда можно посмотреть по ниже приведенным ссылкам

стр. 1 Решения

стр. 2 Решения

стр. 3 Решения

стр. 4 Решения

стр. 5 Решения

стр. 6 Решения

Обратите Внимание, в резолютивной части решения в иске отказано …

Однако и это очень важно, в основании отказа присутствует только один мотив, не истек пятилетний срок установленный ст. 54 ЖК РФ, намеренное ухудшение жилищных условий. Начало течения срока определено январем 2006 г. Иных оснований в непредставлении права в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для Форберг Э.Э., не установлено. Таким образом, путем несложного подсчета дней, срок истекает 12.01.2011 г. В кассации решение Ответчиком не обжаловано, а это значит что Администрация района при вторичном обращении Истицы с заявлением о постановке после 12.01.2011 г., обязана его рассмотреть положительно. Неплохой и заслуженный новогодний подарок  Ветерану.

Иск № 2 Оспаривание решения Администрации в отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с применением временного ценза

"не менее 10 лет проживания в СПб"

Заявление

(Об оспаривании отказа Администрации Адмиралтейского района об отказе в постановке на учет гражданина Караванец А.А., в качестве нуждающегося в жилом помещении).

 

 

21.01.2010 г., я Караванец А.А., подал заявление в администрацию Адмиралтейского района (приложение № 2, расписка в получении документов), с просьбой поставить меня на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обеспечить меня жильем один раз, в виде меры социальной поддержки ветеранам В.О. войны, определенной Указом Президента РФ № 714 от 07.05.08 г.

10.03.2010 г., я получил ответ из жилищного отдела администрации, исх. № 2 – 10 от 26.02.10 (приложение № 3), с отказом в постановке меня на учет как нуждающегося в жилом помещении.

В мотивировочной части ответа указано, что в соответствии с законом, субъекта федерации – г. Санкт – Петербурга от 19.07.2005 г., № 407 – 65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в СПб», нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, проживающие в СПб, более 10 лет, и признанные по установленным ЖК РФ основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Из предоставленных мной документов явствует, что я проживаю в СПб, с 2009 года, т.е., менее 10 лет, соответственно приему на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении не подлежу. Тем не менее, считаю данный отказ администрации Адмиралтейского района неправомерным, нарушающим мое право на получение меры социальной поддержки, в виде предоставления жилья от государства как ветерана В.О. войны, по следующим основаниям;

В СПб я проживаю и зарегистрирован постоянно с 27.07.09 г., по адресу ул. Бумажная д.20, кв.22. (приложение № 3, справка форма № 9).

В соответствии с жилищной политикой Санкт-Петербурга, п.7 городского Закона, для принятия гражданина на жилищный учет,  устанавливается срок проживания заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, при этом он должен предоставить документы, подтверждающие его фактическое проживание (ст.1. Закона), т.е., документы, подтверждающие его регистрацию по месту жительства. Данные положения корреспондируются с предыдущим нормативным актом правительства г. Ленинграда – Решением № 712/6, от 07.09.1987 г., Исполнительного комитета г. Ленинграда «Об утверждении правил учета граждан». П.16 Решения устанавливал; что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет) проживающие в Ленинграде с постоянной пропиской. Тем не менее, указание о прописке, а в действующем Законе о наличии регистрации гражданина, для его принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, идет в нарушение гарантии конституционного права граждан на жилище, признаваемого и гарантируемого Уставом Санкт-Петербурга в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Данное утверждение подтверждается Постановлением Уставного суда СПб от 19.07.2004 г., № 035 – П, в котором разъяснено, что сложившаяся практика, в соответствии с которой для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий необходимо наличие регистрации по месту жительства (ранее - постоянной прописки), в настоящее время не соответствует Уставу Санкт-Петербурга, его пункту 1 статьи 3, в той части, в какой положения пункта 16 содержат указание на наличие постоянной прописки (условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий).

Сопоставляя положения Закона Санкт-Петербурга № 407 – 65 от 19.07.2005 г. и федеральные нормы главы 7 ЖК РФ регламентирующие отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст.ст. 49 – 59 ЖК РФ), можно сделать вывод о том что, вопрос о конкретном сроке постоянного проживания, так называемого «ценза оседлости», как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, Жилищным Кодексом Российской Федерации не решен, хотя и не предусмотрен, не предусмотрен он и  ГК РФ.

Однако, оценивая нормы регионального законодательства с положениями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, регулирующей предоставление гражданину жилого помещения по договору социального найма можно заметить, первые регулируют предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда, а вторые - из жилищного фонда субъекта РФ, что предполагает предоставление помещений

Согласно ч. 2 ст. 14 ЖК РФ в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге перечни отнесенных настоящим Кодексом к компетенции органов местного самоуправления вопросов, которые решают органы местного самоуправления на территориях каждого из этих городов, определяются законами данных субъектов РФ.

Иные вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции органов местного самоуправления и не включенные в указанные перечни, решают органы государственной власти данных субъектов РФ.

В то же время законодатели Москвы и Санкт-Петербурга, не включив указанное полномочие в перечни вопросов местного значения, тем самым фактически определили, что соответствующая функция должна быть реализована органами государственной власти данных субъектов РФ за счет собственного жилищного фонда.

В этом смысле ч. 2 ст. 14 ЖК РФ позволяет рассматривать выражение "малоимущим гражданам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда" как подлежащее расширительному толкованию в части принадлежности жилищного фонда не только к муниципальному, но и - при определенных условиях - к жилищному фонду субъекта РФ.

Имея в виду действительный объем правового регулирования данной нормы федерального закона в Санкт-Петербурге, малоимущим гражданам жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться в порядке именно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ. Иными словами - органами государственной власти субъекта РФ, за счет жилищного фонда субъекта РФ и всем малоимущим гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от срока их проживания в данных городах федерального значения.

На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и настоящему Федеральному закону. С учетом этого данный отказ администрации Адмиралтейского района СПб в принятии меня на учет как нуждающегося в жилом помещении предоставляемого по договору социального найма, в связи с тем, что я не прожил в соответствующем городе федерального значения в общей сложности 10 лет, считаю неправомерным.

Кроме того, Законом № 327 – ФЗ от 29.12.09 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»», вступившим в силу 04.01.2010 г., введены изменения и дополнения в действующий Указ Президента № 714 от 07.05.08 г., в отношении предоставления жилья ветеранам В.О. войны. В частности, в Законе отменено указание на то, что ветераны, вставшие на учет после 01.03.2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии ЖК РФ. Заменено данное положение словами "Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз".

В указанном федеральном законе подчеркивается, что по отношению к участникам и ветеранам В.О., нормы ЖК РФ, должны  применяться избирательно и использоваться в каждом конкретном случае с учетом особенностей сложившейся ситуации.

Вследствие вступления в законную силу № 327 – ФЗ от 29.12.09 г., тех изменений, которые произошли в законе СПб, в отношении жилищной политики СПб, считаю, что  предоставление жилья ветеранам В.О. войны, коим я являюсь, путем  постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, не может быть ограничено временем их проживания в СПб, не менее 10 лет.

Следует также отметить, что в отношении ветеранов В.О., применение указанного временного лимита, установленного городским законом  № 407 – 65 от 19.07.2005 г., является, по меньшей мере, не корректным применением данной нормы права, исходя из их пожилого возраста.

Последующими нормативными актами СПб, Распоряжением правительства СПб  от 29 декабря 2009 г. N 156-рп, по реализации в Санкт-Петербурге Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 г., особо отмечена, необходимость  реализации губернаторской благотворительной программы по оказанию помощи ветеранам В.О. войны «Долг» (п. 3.70.).  Ключевая задача, поставленная для разрешения – обеспечение жилыми помещениями ветеранов В.О. войны  подпадающих под действие Указа Президента № 714 от 07.05.08 г., за счет предоставления в установленном порядке жилых помещений государственного жилищного фонда СПб, на средства именно федерального, а не муниципального фондов[1], также  безвозмездных субсидий на приобретение, либо строительство жилых помещений (п.п. 3.3.).

 

 

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 131, 132, 254, 255 ГПК РФ

 

Прошу суд;

  1. Признать отказ жилищного отдела Администрации Адмиралтейского района № 2 – 10 от 26.02.10 г., в постановке меня, Караванец А.А., на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий – неправомерным, как несоответствующий Указу Президента РФ № 714 от 07.05.08 г., губернаторской благотворительной программе по оказанию помощи ветеранам В.О. войны «Долг».

 

Приложение;

  1. Копия заявления
  2. Расписка в получении документов от 21.01.2010 г.
  3. Ответ жилищного отдела администрации Адмиралтейского района от 10.03.2010 г.
  4. Удостоверение ветерана В.О. войны № 172776 от 23.12.1980 г.
  5. Справка о регистрации форма № 9
  6. Договор найма жилого помещения от 10.12.2009 г.
  7. Уведомление УФРС от 08.04.2010 г. об отсутствии информации в ЕГРП на недвижимое имущество в отношении гр. Караванец А.А.
  8. Копия паспорта (нотариально – заверенная) от 03.04.2010 г.
  9. Справка серии ВТЭ – 120 № 061199
  10. Доверенность на представительство
  11. Квитанция оплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 333.19 п.п. 1.7. НК РФ.

Подлинники документов, приложенных в копиях, будут представлены в судебном заседании.



[1] Российская газета от 14 апреля 2010 г., интервью министра регионального развития Виктора Басаргина